ENG
Купить билет
Музыкальный спектакль по вокальному циклу М.Мусоргского
В детской

Музыкальный спектакль по вокальному циклу М.Мусоргского

«В детской» - единственная в мире постановка по вокальному циклу «Детская» М.П.Мусоргского.

Модест Петрович Мусоргский - один из величайших композиторов-реалистов XIX века, далеко опередивший свое время, оказавший огромное влияние на развитие русского и европейского музыкального искусства.

«Детская»  - редкое по задумке и воплощению произведение. Это не песни, не романсы, а оригинальные вокальные сценки, в которых точно, метко, глубоко раскрывается мир ребенка.
Большой вокальный цикл, посвященный детям, Мусоргский задумал весной 1868 года. Возможно, на эту мысль его натолкнуло общение с детьми адвоката Дмитрия Стасова, брата музыкального критика Владимира Стасова. В цикле семь песен, все они пронизаны искренней любовью к детям. Мусоргский умел общаться с детьми на их языке, понимать их, мыслить детскими образами. «Он не притворялся с нами, не говорил тем фальшивым языком, каким обыкновенно говорят взрослые с детьми в домах, где они дружны с родителями… Мы разговаривали с ним совершенно свободно, как с равным. Братья тоже ничуть не дичились его, рассказывали ему все происшествия своей жизни…» - вспоминала дочь Дмитрия Стасова.

«Детскую» Модест Петрович писал на собственные тексты. Закончив первый номер цикла «С няней», автор сделал посвящение «великому учителю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому». Шесть из семи номеров цикла имеют посвящения. «В углу» - Виктору Александровичу Гартману, другу композитора, художнику и архитектору, скончавшемуся в расцвете лет от сердечной болезни. «Жук» - идейному вдохновителю композиторского кружка, автору крылатого названия «Могучая кучка» Владимиру Стасову. Над пьеской «С куклой» стоит надпись «Посвящается Танюшке и Гоге Мусоргским» - племянникам композитора, детям его старшего брата Филарета. «На сон грядущий» адресован Саше Кюи, а последний номер, «Поехал на палочке» («На даче»), посвящен Дмитрию Васильевичу и Поликсене Степановне Стасовым. Лишь «Кот Матрос» остался без посвящения.

Вскоре после написания, в 1873 году, «Детская» была издана В.Бесселем в нарядном оформлении Репина и сразу получила признание публики. Издатель послал  ноты «Детской» Ференцу Листу, который пришел от нее в восторг. В.Бессель сообщал Мусоргскому, что его сочинение Листа «до такой степени расшевелило, что он полюбил автора». Лист, общепризнанный европейский авторитет, выбирающий для своих произведений масштабные, грандиозные сюжеты, был в восторге от камерного, тонкого вокального цикла Мусоргского.  
Цикл «Детская» — одно из немногих произведений Мусоргского, которому посчастливилось при жизни композитора увидеть свет и встретить доброе расположение со стороны публики и критики.  «Исполнениям сценок «Детской» в лучших петербургских музыкальных кружках не было конца, — писал В.Стасов. - Самые даже ретрограды и враги не могли уже оспаривать талантливость и новизну этих маленьких по размерам, но крупных по содержанию и значению шедевров».

В советское время цикл исполняли многие выдающиеся певицы, но исключительно как вокальный цикл или  моноспекталь. Детский музыкальный театр юного актера впервые в мире, сделав оригинальную оркестровую версию «Детской», превратил вокальный цикл в полноценную театральную постановку, в которой главными действующими лицами являются дети. Сложные вокальные партии оказались по силам нашим юным актерам! Оригинальные костюмы Елены Бочковой и декорации Александра Боровского, световое оформление спектакля воссоздают атмосферу жизни дворянских детей того времени и помогают рассказать о той России, которую мы не застали...   

Музыка  полноправный, но не основной участник действия.  Вокальные номера вплетены в драматическое повествование об ушедшей эпохе.  Автор пьесы – художественный руководитель ДМТЮА А.Л.Фёдоров. Зритель погружается в атмосферу дворянской усадьбы на рубеже ХIХ- ХХ веков, сопереживает юным героям, вместе с ними смеётся и плачет.  Перед нами полно, тонко, с юмором и любовью к  детям раскрывается их мир - разговоры, шалости, ссоры, первые влюблённости, взросление. Но мы, зрители «Детской», современные люди, знающие историю России, не можем не знать, чем закончится для маленьких героев спектакля  это нежное и камерное повествование. Поэтому  атмосфера спектакля пронизана неуловимым чувством хрупкости и печали. В последнем номере спектакля маленькая  героиня искренне и эмоционально просит благословения для всех своих близких; в этот момент у многих зрителей на глаза наворачиваются слёзы. Финальный «кадр» спектакля – дети ушедшей эпохи смотрят  в глаза своим ровесникам, находящимся в зале. Картинка медленно темнеет, дети исчезают, мы слышим шум уходящего поезда; эта история закончена и больше никогда не повторится.

После спектакля трудно сразу перестроиться, хочется побыть вместе с героями в их времени, в их мире, даже что-то почитать о времени, в котором разворачивается действие спектакля.  
Спектакль «В детской» любим нашими актерами, это первые шаги в профессии для всех поколений ДМТЮА.  Спектакль объездил с гастролями множество городов России, был неоднократно показан на различных театральных фестивалях. Неизменно спектакль имеет большой успех у публики. В мае 2020 года постановка отпраздновала свое 30-летие.


Для юных зрителей от 6 лет. Продолжительность спектакля 1 час 20 минут без антракта.

Музыка и слова Модест Мусоргский
Пьеса и постановка Александр Федоров
Музыкальный руководитель Алла Тарасова
Репетиторы по вокалу Елена Золотова, Елена Митракова
Хормейстер Дарья Гемусова
Режиссер по пластике Елена Каралашвили
Сценография Александр Боровский
Художник по костюмам Елена Бочкова
Вернуться в раздел репертуар